Skip to main content

Отписка воевод И. Биркина и М. Спешнева о строительстве города Козлова. 1635 г.

Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии, хлопоты твои Ивашка Биркин и Михалка Спешнев челом бьют. В нынешнем в 144 году, октября 19 день [примеч. — 19 октября 1635 г.] прислана твоя государева... грамота из Розряда за приписью твоего государева дьяка Григория Ларионова в новый город к нам, холопам твоим, с ряшанином с Павлом Семельдячевым, мы, холопы твои, из Рясскова с твоими, государь. А в твоей государевой грамоте написано: Писали к тебе, государь, мы холопы твои, из Ряскова с твоими, государь, с ратными людьми и с нарядом пошли на Урляпово городище октября в 4 день по твоей государевой грамоте. Велено нам, холопам твоим, на Урляпово городище, или где лутче, против твоего государева указа город строить с великим радением и поспешением.

Государю... холопи твои Ивашка Биркин, да Михайло Спешнев челом бьют. В нынешнем, государь, де 144 году по твоему государеву... указу велено нам, холопам твоим, быть на твоей государевой службе для твоего государева и земского дела ехать на поля, на Урляпово городище, а приехав в Рясской сождовая с разными людьми и пересмотря их по списку итти на поля Урляпова городища. А как из Рясского пойдем мы, холопы твои, и о том бы нам, холопам твоим, к тебе, государю, отписать к смотру своего списку ратным людем прислать. И о том к тебе, государю, мы холопы твои преж сего писали к смотру своего списки ратных людей послали с ряшенином с Павлом Семельдевым Октября в 3 день. А отписку и списки велели мы, холопы твои, подать в Разряд твоим государевым дьякам думным [примеч. — думный дьяк — низший разряд членов Боярской думы] Ивану Гавреневу, до Григорию Лорионову. А которые, государь, ратные люди по наряду к нам... в Рясской не бывали и о тех людях по твоему государеву указу мы, холопы твои, в городы к воеводам из Рясского писали и тех городов ратные люди с Сапожка пятьдесят человек казаков нас холопей на дороге дошли октября в 5 день.

Да по твоему государеву указу велено нам... как приедем на Урляпово городище... того городища Урляпово и иных мест меж воронежских и ценских верхов досмотреть, где пригоже, для бережения от приходу воинских людей быть городу на Урляпове городище или инде где пригоже. По нашему... досмотру бить городу и поставить бы город... у великой крепости и у воды, и что тем новым городам и крепостям, которые к тому городу будут впредь в рязанских, в шацких и иных местах, татарские войны не было. А где по нашему рассмотрению быти городу и нам... велено то место измерить и описать...

И Урляпово городища и иных мест мы... досматривали и окромя государь Козлова Урочища угодьям, водою и полями и лесом, где городу быть угоже тово не изыскали места: высоко над Воронежем рекою на горе и тайник из города устроить мочно, и в горе многие родники водою от города близко будут. Вверх по Воронежу, по обе стороны лес, болота и озерки, а поперег лесу по версте подле татарского перелазу, что в нынешнем в 144 году перелазили татаровя Воронеж реку от города верст с две вверх по Воронежу. И мне... тот перелаз велели закрепить надолбами тотчас [примеч. — укрепления типа современных противотанковых ежей].

А вниз по Воронежу от Козлова урочища лес большой воронежской, поперег его верст по десяти, и по пятнадцати, и по двадцати в длину пошел. И до Воронежа города верст с полтораста, от Донкова с 80 верст, от Рясскова с 90, а от Сапожка со ста верст, от Шатцка с полтораста верст. А поля, государь, будут с русскую сторону, от города пришли степью, а той степи поперег верст с пятьдесят, а в длину по смете больше двадцати верст... И по твоему, государь, указу городских жилецких людей землями мочно устроить... и уездных... служилых людей испоместить мочно с тысячу человек и больше, а только государь тем уездным людям, которые испомещены будут укажешь ты, государь, служить свою государеву службу с того нового города. И новому городу и украинным городам теми людьми будет помощь и защита от ногайской сакмы великая, и на Козлове урочище по твоему государеву указу, у бога милости прося... острог, которому быть вместо города, обложили октября в 11 день [примеч. — речь идет о типе городовой стены: острог — прямо поставленные, закопанные в землю и заостренные бревна, город — рубленая деревянная стена. Строители Козлова, торопясь до зимы установить крепостные укрепления, построили наиболее легкие острожные стены].

А номере, государь, около его триста семьдесят сажень... секут лес на острог от города, близко, а иные и по версте, и по две, а дальних в трех верстах секут. А мост будет на остроге по городовому с обламами [примеч. — облам — деревянный бруствер на крепостной стене], а башни будет две проезжих, да восемь башен глухих, да башня у тайника, да около острогу будет ров... а тайник будет приведен — из башни к реке Воронежу у острожные стены до реки Воронежа двадцать одна сажень, а колодезя государь в городе нам холопам твоим, копать некем, мастеров и снастей колодезных нет… А церковь... обложили во имя пресвятые богородицы честного и славного Покрова Октября в 18 день.

А земли, государь, подошли к городу: земля поместная боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского — село Горетово, да от города вниз по реке Воронежу в 15 верстах и больше, да деревня Ранина Поляна, а в ней дети боярские Рясского города, вниз же по Воронежу в 12 верстах от крепостей...