Хотя во II тыс. до н.э. появляются изделия из меди и бронзы, камень продолжал играть важную роль в производственной деятельности человека. По-прежнему из камня изготавливались наконечники стрел, полированные топоры, булавы, грузила, зернотерки и т. д., обнаруженные на тамбовских поселениях и в курганах.
Железный век
К концу II тыс. до н.э. происходит значительный отток индоиранского населения с территории Тамбовской области в степные районы Восточной Европы.
Древние кочевники. В раннем железном веке (I тыс. до н.э. — первые века н.э.) в южные районы заходят вначале киммерийцы, скифы, а затем и сарматы. Их захоронения обнаружены в Жердевском и Первомайском районах, а скифские мечи-акинаки и сарматские кинжалы, выпаханные из курганов, можно встретить во многих музеях южных районов Тамбовщины. Около середины III в. н.э. в степях Евразии наблюдаются крупные племенные передвижения, которые стали причиной исчезновения сармат и с нашей территории. С этого времени южная часть Тамбовщины на многие столетия становится «диким полем» — местом передвижений различных кочевых орд.
Городецкая культура. Если скифы и сарматы на нашей территории вели кочевой образ жизни, то в лесах с VII в. до н.э. появляются укрепленные поселения-городища оседлых племен городецкой культуры (названа по первому исследованному городищу у с. Городец Рязанской области). Они, как и их преемники — мордва, связаны с финно-угорским населением. Загадкой остается обряд захоронения городцов, т. к. не только на нашей территории, но и в соседних регионах не обнаружены их погребения.
Наиболее выразительны городища и поселения у сел Тригуляй, Горелое, Давыдово, Голдым и др. Для их строительства выбирались высокие берега рек, естественно укрепленные глубокими оврагами. С незащищенной стороны городища укреплялись валами и рвами. Часто вокруг всей площади поселка сооружалась деревянная стена. Основным видом жилищ были прямоугольные землянки, строились и наземные жилища, располагавшиеся обычно по периметру или около вала. Находки на этих памятниках свидетельствуют о комплексном хозяйстве, включавшем скотоводство, земледелие, охоту и рыболовство. Основными отраслями домашнего производства городцов являлись кузнечное, ткацкое и гончарное. Очень своеобразна городецкая керамика, покрытая по всей поверхности «сетчатым» и «рогожным» орнаментом, напоминающим фактуру коры дерева и отбивную котлету.
Древняя мордва. С первых веков н.э. из городецкой этнической общности выделяются отдельные группы племен, в том числе и древняя мордва. На памятниках Тамбовской области просматривается генетическая связь городецких и мордовских племен, трансформация городецкой культуры в древнемордовскую. Средневековые памятники мордвы-мокши довольно плотно расположены по берегам р. Цны и ее притоков. Это и поселения, и городища, и грунтовые могильники. В мордовских могильниках зафиксированы как трупоположения, так трупосожжения. Особенно примечательны женские украшения — от головного убора до обуви. Это изготовленные из бронзы, реже из серебра налобные венчики, различные типы височных привесок, накосники, шейные гривны, пряжки, перстни и т. п. Почти во всех мужских погребениях встречается железное оружие: наконечники стрел, копий, реже мечи. Часты находки в мужских погребениях кожаных поясов с бронзовыми накладками, железных ножей, наборов производственных кузнечных, литейных и др. инструментов. Железо мордовские, как и городецкие металлурги, добывали из болотных и дерновых руд. Наиболее полно мордовские комплексы представлены в Моршанском краеведческом музее.
Северная лесная территория Тамбовщины в средневековье оставалась мордовской. Жители мордовских поселений охотились в лесах, ловили рыбу, занимались бортничеством (т. е. добывали мед диких пчел). Мордовское земледелие также было связано с лесом. Вырубались небольшие участки леса, деревья сжигались, а зола использовалась как удобрение. Об этом говорят многочисленные земледельческие орудия труда в могилах умерших: железные наконечники сох, серпы, топоры.
Местное население продолжало заниматься скотоводством. В могилах часто встречаются кости домашних животных: коров, овец, свиней, лошадей. Их пасли на заливных лугах в долинах рек. С животноводством связано и ткачество. Из шерсти женщины ткали и вязали одежду, коврики, подстилки.
Среди других видов занятий мордвы можно назвать изготовление гончарной посуды, обработка кости, кожи и дерева. Из кожи изготавливали сумочки, пояса, конскую упряжь, обувь. Кузнечным производством и изготовлением оружия и орудий труда занимались мужчины. Ювелирное производство находилось в женских руках.
Находки мордовских могильников говорят об устойчивых связях мордвы с соседями. У кочевых алан с Подонья они приобрели оружие, поясные наборы, украшения, ткани. От волжских булгар получали конскую упряжь, сабли, ювелирные изделия. Ближайшими соседями мордвы на северо-западе были славяне, а затем русские. В VIII-X веках поселения русских земледельцев встречались на Воронеже, Матыре, Битюге. От них мордва получала посуду, украшения, оружие. За приобретенные товары мордва расплачивалась мехами, медом, воском, скотом.
В X-XI вв. на берегах реки Вороны обосновались выходцы из русских княжеств, бежавшие от княжеских междоусобиц. В русских летописях их называли бродниками. Они основали небольшие поселки, многие из которых сохранялись до XVI века. Однако кочевники вытеснили их отсюда.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь