Skip to main content

Южный фронт: Козловская страница

В директиве Главкома С. С. Каменева от 21 августа говорилось: «Пребывание неприятельских частей в Тамбове и его окрестностях грозит обратить весь район в очаг восстания. Ввиду изложенного необходима скорейшая ликвидация мамонтовского прорыва. Полевому штабу фронта оставаться в Козлове, учреждениям штаба в Ряжске или Раненбурге». Однако невзирая на приказ Главнокомандующего, штаб Южного фронта выбыл из Козлова сразу после возникновения угрозы городу. На колёсах стоял уже и Отдел штаба, предварительно эвакуировавший своё имущество.

Мамонтов, вступив в город 22 августа, с первых часов своего пребывания начал хозяйничать по-своему. Станция дрожала от взрывов. Взлетела вокзальная вышка. Рухнули мосты. Покатились под откос пущенные друг на друга паровозы. Двинулись по путям специальные команды — сокрушать стрелки.

Задача рейда состояла в том, чтобы не дать командованию Красной Армии перебросить на Южный фронт резервные части. А для этого было сделано немало: в Кочетовке сняли 60 перьев переводных стрелок, взорвали водокачки, паровозы, уничтожили всю аппаратуру средств связи. На железнодорожной линии Никифоровка-Турмасово-Кочетовка разрушили мосты. В «Козлове-1» взорвали две вышки и две водокачки. На станции «Козлов-Товарный» сожгли около тысячи вагонов, разграбили склады. В Никольском взорвали мост. Только Козловскому уезду был нанесён ущерб в 12 миллионов рублей.

31 августа, разграбив город, корпус Мамонтова направился на Раненбург. Лишь в последних числах августа Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о мерах по борьбе с Мамонтовым. Похоже, растерянность и отсутствие элементарной дисциплины имели место на всех уровнях. Так печально закончилась Козловская страница в истории штаба Южного фронта.